Команда Supermassive Games существует уже почти 15 лет, но обрела собственный стиль только в 2015 году, выпустив Until Dawn. Игры, которые в народе называют кинетами, не были тогда чем-то новым — и Heavy Rain существовали и проекты Telltale Games. Однако Supermassive пошла немного другим путем — она решила создать хоррор. После ряда игр серии The Dark Pictures Anthology и пару релизов для PlayStation VR, компания вернулась к сюжетам, вдохновленным классическими слэшерами, и выпустила The Quarry.
Взрослых надо слушать
Был выбран правильный компаньон — летний лагерь Hackett’s Quarry в глуши, куда подростки приезжали отдыхать без телефонов и прочих гаджетов. Им пора домой, а машина не заводится — кто-то из парней сломал ее, чтобы продлить отдых на день и доделать незаконченные дела. В панике владелец лагеря — единственный взрослый в группе — едет за помощью на своей машине и приказывает юноше запереться в доме и никуда не уходить, пока он не вернется. Но, конечно же, скучного дядюшку подростки слушать не хотят, и они решают устроить прощальную вечеринку.
История уже дает разработчикам источники вдохновения — в ней много отсылок к подростковым слэшерам-хоррорам. Персонажи, например, ходячие стереотипы: качок в шляпе с задом наперед, застенчивый художник, красотка, которая снимает себя на камеру телефона — хоть сейчас возьмите их и добавьте в любой фильм ужасов восьмидесятых. При этом в какой-то момент начинаешь испытывать симпатию ко всем, даже если поначалу они кажутся отталкивающими — появляется желание оставить всех в живых.
Некоторые реплики и действия персонажей вызывают чувство стыда, но это подростковый слэшер — не иначе.
Сама история получилась захватывающей — некоторые моменты непредсказуемы, некоторые угадываешь раньше героев, а иногда игра обманывает ожидания. Как и в других проектах студии, судьба персонажей находится в ваших руках: кто-то может погибнуть посреди игры, а самый удачливый завершит прохождение и спасет жизни всех подростков. Всего концовок около двухсот, так что на концовку влияет довольно много решений.
Хотя часто можно выбрать дальнейшие действия для определенного персонажа (спуститься в подвал или нет, заступиться за кого-то или промолчать), сценаристы часто не дают такой возможности — сюжету все равно нужно двигаться в определенное направление. А иногда герои самостоятельно принимают настолько глупые решения, что диву даешься – они идут в темный лес одни, теряют вещи нелепым образом, попадают в беду…
Герои видимо не любят мыться, поэтому к концу игры почти все в крови.
Возможно, это тоже отсылка к старым слэшерам, где у персонажей не всегда был инстинкт самосохранения. Но в игре, которая в несколько раз длиннее фильмов, это почти никогда не пугает. Поскольку персонаж сражается с группой и бродит среди жутких деревьев, зачем о нем беспокоиться? Или если у него будет реакция черепахи, и он получит травму, которой легко избежать?
Это не мешает The Quarry быть интересным, просто к нему следует относиться скорее как к триллеру, чем как к ужастику. Бывают моменты, когда вы чувствуете эмоциональное напряжение — например, если герои вдруг оказываются в ловушке и в опасности, и вы переживаете, что один из них погибнет из-за неверного решения. Но это не страшно — в том числе из-за лицевой анимации.
Разработчики сильно прокачали в этом плане — иногда кажется, что видишь настоящего актера, а не его нарисованную копию. Однако иногда мышцы на лицах персонажей двигаются неестественно — в такие моменты игра почти превращается в пародию. Особенно страдает Эмма, рот которой настолько велик, что ее выходки скорее пугают, чем обаятельны. А вот азиатка Кейтлин – ее полная противоположность. Почти всех персонажей объединяет то, что они иногда либо смотрят не в ту сторону, либо моргают только одним глазом — это немного нарушает погружение.
Игра без игры
Главное, из-за чего вы не испытываете страха, это геймплей. Даже по меркам интерактивного кино он деревенский. Очень часто приходится просто смотреть «кино» и выбирать между двумя линиями или действиями. Либо будь грубым, либо будь дружелюбным. Либо прячьтесь от опасности, либо убегайте. Что-то меняет отношение собеседника к вам, а что-то может привести к смерти или травме.
Если бы игра была эксклюзивной для PS5, хаки DualSense, безусловно, сделали бы такие сцены лучше.
В некоторых сценах используются QTE, и здесь они представляют собой настоящую проблему. Их бывает три вида: двигать стиком в нужном направлении, быстро нажимать на ту же кнопку или долго удерживать ее. Провалить QTE практически невозможно — на наклон стика дают довольно много времени (и это без изменения настроек специальных возможностей), а с кнопкой справится и ребенок. Иногда кажется, что QTE был добавлен только для того, чтобы The Quarry не был таким уж «китом». Поэтому избегайте веток во время бега по лесу и хватайте ключи и телефоны, которые вам бросают. Впрочем, лучше бы такой «игры» вообще не было.
Вы должны удерживать кнопку в ситуациях, когда на персонажа ведется охота. Предполагается, что вы будете переживать за героя, вокруг которого кто-то бродит. Однако эта механика вообще не работает — вы просто нажимаете кнопку и отпускаете ее, когда красная точка, указывающая на опасность, исчезает. Опять же, бояться нечего — персонаж все равно будет в безопасности, если все сделать правильно.
Исследования лучше. Можно рассмотреть отдельные объекты вблизи — узнаешь подробности о героях и лагере. Иногда благодаря этим предметам появляются новые возможности для взаимодействия с персонажами — например, в самом начале вы находите страшную маску и можете напугать другого подростка. Правда, персонаж двигается медленно, даже при зажатой кнопке бега, но к этому быстро привыкаешь.
Во время курса особенно утомляет то, как медленно все поднимаются по лестнице.
В целом геймплей The Quarry довольно слабый — даже новых идей нет. Точнее, есть одно — возможность перемотки времени в случае смерти подростка. В обычной версии игры эта опция открывается только после первого прохождения, а обладатели Deluxe-издания могут сделать это сразу. Следует быть очень осторожным — вас может отбросить как в начало главы, так и почти в начало игры. Судя по всему, с последним обновлением добавили предупреждение о том, как далеко вас отбросит назад — без него неподготовленного игрока может ждать неприятный сюрприз.
Сценаристы The Quarry, как правило, не заинтересованы в том, чтобы вы разыгрывали сюжет или отдельные его эпизоды. При первом прохождении истории становится доступен выбор глав, а как только вы начинаете одну из них, доступ к последующим главам блокируется — пройдите все заново. Также нет диаграмм, показывающих вилки. Это конечно не так просто реализовать, учитывая огромное количество возможных исходов, но все же реиграбельность слабая — это даже не перемотка уже виденных вами сцен.
Среди предметов коллекционирования есть карты Таро, которые позволяют увидеть возможное будущее в хрустальном шаре. Половину времени вы даже не понимаете, что вам показывали.
Во второй половине статьи я как бы сильно критиковал игру, но это только потому, что она могла быть намного лучше. Захватывающий сюжет о симпатичных персонажах сочетается с приятным звуковым сопровождением и отличной графикой — случайный сбой загрузки текстур легко простить. Но именно как игра The Quarry ничем не выделяется, а попытки разработчиков добавить игровые элементы чаще всего выглядят убого и неуместно. Иногда настолько увлекаешься просмотром видео, что откладываешь геймпад, и из-за этого в ответственный момент не успеваешь взять его в руки и наклонить стик.
The Quarry определенно одна из лучших кинематографических игр Supermassive Games благодаря сюжету и персонажам, к которым вы привязываетесь, несмотря на их глупые шутки и иногда нелогичные действия. Обидно, что геймплею не уделялось должного внимания, и слишком много внимания уделялось «кинцо». Понятно, что Supermassive Games не собирается сворачивать с выбранного пути, и в таланте команды можно не сомневаться. Но хочется, чтобы всем компонентам уделялось одинаковое внимание — в таких проектах один элемент сильно зависит от другого.
Плюсы: захватывающий сюжет; симпатичные персонажи, даже если некоторые из них поначалу раздражают; красивая графика и приличная (в большинстве случаев) лицевая анимация; разнообразные концовки, традиционные для студийных игр, в зависимости от принятых решений.
Минусы: геймплей слишком примитивен; никогда не бойся; Переигрывать историю не так удобно, как хотелось бы.