Если настоящие «Готоманы» ELEX оказалась более-менее удачной, то для всех остальных это была просто очередная среднебюджетная европейская РПГ от «пираний», страдающая техническими проблемами и устаревшая. Сейчас кажется, что сами сценаристы не были уверены в будущем франшизы, а потому действие, особенно сюжет, получилось в сиквеле очень напряжённым, словно его вымучили. Что, впрочем, не мешает вам наконец-то получить от игры именно то, что от нее ожидали — если, конечно, вы рассчитывали получить другую «Готику», а не, например, игру РПГ в духе Mass Effect или Dragon Age. После превью ждал изменений, а после релиза сдался и просто играл и развлекался, несмотря на все проблемы с игрой.
Натянуто, но интересно
В своем превью я объяснил, почему мне не понравился этот рисунок совы на глобусе в истории, которую нам рассказывают сценаристы ELEX II. Герой первой части, суровый человек по имени Джакс, фактически спасший мир, теперь снова вынужден доказывать, что он не верблюд, и просить аудиенции у лидеров фракций, чтобы объединить их против инопланетян, атакующих планету Магалан.
А вожди делают вид, что не знают и не помнят его (хотя из пяти фракций практически только одна новая — морконы), а если и знают, то все равно просят героя и спасителя доказать свою состоятельность и он можно доверять. А это опять же доставка почтой, меньше бытового ремонта и прочего. Сам Джакс вновь начинает учить все боевые и социальные навыки с нуля, ссылаясь на то, что потерял все свои силы из-за заражения инопланетянами — это выглядит, даже с учетом присущих жанру условностей, насколько это возможно.
Пан щит? Фирменная «готическая» ирония на месте.
Но надо признать, что в полной версии неприятные впечатления от всего этого во многом нивелируются насыщенностью мира — как и обещали авторы, при сохранении размера игровой зоны стало больше интересных событий, миссий и персонажей. Да, помимо упомянутых выше мелких бытовых задач, в ELEX II есть множество куда более увлекательных задач. Стремясь присоединиться к одной из пяти фракций, мы ищем предателей в их рядах, проникаем под прикрытием в другие фракции, ведем дипломатические переговоры, расследуем теракты и многое другое. И в то же время почти всегда есть выбор, как себя вести — так что даже после присоединения к другой группе в качестве шпиона остается вариант стать двойным агентом или просто перейти на другую сторону.
Нам часто приходится работать под прикрытием.
Кроме того, мы должны заняться формированием новой силы — шестой армии, в которую можно включить представителей всех фракций, выбрать главнокомандующего, отстроить и даже украсить нашу базу Бастион по своему вкусу. Многие события связаны с партнерами, среди них есть как старые знакомые, так и новые. Например, хитрый и плутоватый Лис среди берсерков постоянно попадает в передряги и подставляет нас — поначалу это даже кажется забавным, но заканчивается все воспоминаниями о семейной трагедии и ужасных отношениях с отцом.
Мы по-прежнему перемещаемся по миру через систему телепортов.
А Бестия, бывшая любовница Джакса, будет сопровождать его на переговоры с лидерами фракций, но каждый раз ведет себя так, что после них нас почти всегда убьют. Кстати, путешествовать мы можем и с Кайей, матерью сына нашего героя, с которым связана отдельная квестовая линия. И между бывшими женщинами у Джакса естественно возникает напряжение — это тоже добавляет пикантности происходящему.
Эта девушка не стесняется слов и так со всеми разговаривает.
В зависимости от наших действий и фраз в диалогах меняется уровень симпатии со стороны партнеров. Та же Бестия, например, любит погорячее, то есть более жесткий стиль, дерзость и эгоизм — не говоря уже о Чмориле, приставленном к нам предводителем изгоев, который практически сразу предлагает разобраться с рэкетирами и грабить караваны. Но Кая совсем другая. В результате, если уровень доверия упадет до минуса, союзники могут даже отказаться от Джакса.
Да, не всегда персонажи, их ранги и отношения прописаны в уровне Dragon Age. Условностей и форм хватает, многое опять же выглядит натянутым, когда, например, ненавидящий нас Альб Зарек, которого вместе с Джаксом отправили к клирикам для расследования теракта, через пару миссий становится чуть ли не лучшим друга и заявляет, что мы открыли ему глаза.
Бастион можно оформить в стиле одной из фракций.
Но есть и другие примеры. Решив помочь купцу Ивану среди морконов, застрявшему с берсерками, путешествуем с ним через полмира, общаемся, спасаем его от пыток и смертной казни (хотя есть вариант, наоборот, заменить, а не спасти) . И, наконец, когда через некоторое время мы снова встречаем его с женой и ребенком, мы уже относимся к нему как к родному.
Та же «Готика», вид сверху
В самом геймплее по сравнению с превью почти ничего не изменилось. Классическая RPG от Piranha Bytes — бегаем, сражаемся, превращаем местных животных в кожу и мясо, готовим еду на костре, выполняем миссии, набираем уровни и ищем учителей для обучения/прокачки навыков. При этом по традиции повышаем значения свойств, чтобы можно было использовать более крутое снаряжение. Как обычно, и навыки, и снаряжение имеют требования к силе, выносливости, ловкости, интеллекту или хитрости.
В игре много детей и некоторые из них помогают, а другие воруют.
По той же традиции матчи выглядят немного сложно. Кроме того, в боевой системе есть дыры — например, можно бить мощной атакой, снижать выносливость врагов, а они будут так бегать, толком не бить и постоянно падать на землю. Враги вряд ли умеют атаковать все вместе. После присоединения к определенной фракции также разблокируются заклинания, уникальные для каждой фракции — например, матери-жены могут истекать кровью, чтобы впасть в ярость. Добавьте к этому возможность улучшать оружие на верстаках (если изучены нужные навыки) и обкладывать его камнями, дающими пассивные бонусы.
Чтобы улучшить предмет на верстаке, необходимо выполнить множество условий.
И все же выживать в ELEX II непросто и интересно, особенно на сложном уровне сложности. Враги атакуют не только на земле, но и в воздухе. Частью решения является возможность сражаться в небе с помощью реактивного ранца, хотя это реализовано не очень практически. Но здесь всегда азарт, нужны деньги и зелья, востребован крафт, и есть смысл выполнять квесты, даже побочные, не только для галочки, но и для развития персонажа.
Мы сражаемся с инопланетянами.
В итоге с ELEX II происходит ровно то же самое, что и со всеми RPG от Piranha Bytes — ее можно критиковать, она несовершенна, плохо оптимизирована, местами топорна и старомодна, но от нее все равно очень сложно оторваться. — хотя он уже установлен Elden Ring и Horizon Forbidden West. Это даже сложно объяснить с рациональной точки зрения — чтобы понять, нужно было в 2002 году играть в первую «Готику», а потом и всем прочим «готикам», «ризенам» и «элексам», впитывающим атмосферу как в ELEX II, как бы это банально не звучало, сохранилось и укрепилось. То есть это отличный подарок для «Готоманов», но и все остальные могут попробовать к ним присоединиться. Не факт, что она вам понравится, но полной пыткой эта попытка не будет — ведь это действительно ролевая игра, которой сейчас почти никто не занимается, кроме «пираний», более того, она стала еще более насыщенным, сложным и интересным.
Плюсы: сюжет в целом стандартный, но следить за ним интересно; есть яркие, хорошо проработанные персонажи; нелинейные и увлекательные миссии; фирменный «готический» геймплей и такая же узнаваемая атмосфера; богатый мир, который интересно исследовать; иногда красивые пейзажи; хорошая работа с музыкой и озвучкой.
Минусы: геймплей местами устарел, как и графика, анимация и катсцены; неуклюжая боевая система, в которой есть дыры.