ELEX II: Обзор

Если настоящие «Готоманы» ELEX оказалась более-менее удачной, то для всех остальных это была просто очередная среднебюджетная европейская РПГ от «пираний», страдающая техническими проблемами и устаревшая. Сейчас кажется, что сами сценаристы не были уверены в будущем франшизы, а потому действие, особенно сюжет, получилось в сиквеле очень напряжённым, словно его вымучили. Что, впрочем, не мешает вам наконец-то получить от игры именно то, что от нее ожидали — если, конечно, вы рассчитывали получить другую «Готику», а не, например, игру РПГ в духе Mass Effect или Dragon Age. После превью ждал изменений, а после релиза сдался и просто играл и развлекался, несмотря на все проблемы с игрой.

Натянуто, но интересно

В своем превью я объяснил, почему мне не понравился этот рисунок совы на глобусе в истории, которую нам рассказывают сценаристы ELEX II. Герой первой части, суровый человек по имени Джакс, фактически спасший мир, теперь снова вынужден доказывать, что он не верблюд, и просить аудиенции у лидеров фракций, чтобы объединить их против инопланетян, атакующих планету Магалан.

А вожди делают вид, что не знают и не помнят его (хотя из пяти фракций практически только одна новая — морконы), а если и знают, то все равно просят героя и спасителя доказать свою состоятельность и он можно доверять. А это опять же доставка почтой, меньше бытового ремонта и прочего. Сам Джакс вновь начинает учить все боевые и социальные навыки с нуля, ссылаясь на то, что потерял все свои силы из-за заражения инопланетянами — это выглядит, даже с учетом присущих жанру условностей, насколько это возможно.



Пан щит? Фирменная «готическая» ирония на месте.

Пан щит? Фирменная «готическая» ирония на месте.

Но надо признать, что в полной версии неприятные впечатления от всего этого во многом нивелируются насыщенностью мира — как и обещали авторы, при сохранении размера игровой зоны стало больше интересных событий, миссий и персонажей. Да, помимо упомянутых выше мелких бытовых задач, в ELEX II есть множество куда более увлекательных задач. Стремясь присоединиться к одной из пяти фракций, мы ищем предателей в их рядах, проникаем под прикрытием в другие фракции, ведем дипломатические переговоры, расследуем теракты и многое другое. И в то же время почти всегда есть выбор, как себя вести — так что даже после присоединения к другой группе в качестве шпиона остается вариант стать двойным агентом или просто перейти на другую сторону.



Нам часто приходится работать под прикрытием.

Нам часто приходится работать под прикрытием.

Кроме того, мы должны заняться формированием новой силы — шестой армии, в которую можно включить представителей всех фракций, выбрать главнокомандующего, отстроить и даже украсить нашу базу Бастион по своему вкусу. Многие события связаны с партнерами, среди них есть как старые знакомые, так и новые. Например, хитрый и плутоватый Лис среди берсерков постоянно попадает в передряги и подставляет нас — поначалу это даже кажется забавным, но заканчивается все воспоминаниями о семейной трагедии и ужасных отношениях с отцом.



Мы по-прежнему перемещаемся по миру через систему телепортов.

Мы по-прежнему перемещаемся по миру через систему телепортов.

А Бестия, бывшая любовница Джакса, будет сопровождать его на переговоры с лидерами фракций, но каждый раз ведет себя так, что после них нас почти всегда убьют. Кстати, путешествовать мы можем и с Кайей, матерью сына нашего героя, с которым связана отдельная квестовая линия. И между бывшими женщинами у Джакса естественно возникает напряжение — это тоже добавляет пикантности происходящему.



Эта девушка не стесняется слов и так со всеми разговаривает.

Эта девушка не стесняется слов и так со всеми разговаривает.

В зависимости от наших действий и фраз в диалогах меняется уровень симпатии со стороны партнеров. Та же Бестия, например, любит погорячее, то есть более жесткий стиль, дерзость и эгоизм — не говоря уже о Чмориле, приставленном к нам предводителем изгоев, который практически сразу предлагает разобраться с рэкетирами и грабить караваны. Но Кая совсем другая. В результате, если уровень доверия упадет до минуса, союзники могут даже отказаться от Джакса.

Да, не всегда персонажи, их ранги и отношения прописаны в уровне Dragon Age. Условностей и форм хватает, многое опять же выглядит натянутым, когда, например, ненавидящий нас Альб Зарек, которого вместе с Джаксом отправили к клирикам для расследования теракта, через пару миссий становится чуть ли не лучшим друга и заявляет, что мы открыли ему глаза.



Бастион можно оформить в стиле одной из фракций.

Бастион можно оформить в стиле одной из фракций.

Но есть и другие примеры. Решив помочь купцу Ивану среди морконов, застрявшему с берсерками, путешествуем с ним через полмира, общаемся, спасаем его от пыток и смертной казни (хотя есть вариант, наоборот, заменить, а не спасти) . И, наконец, когда через некоторое время мы снова встречаем его с женой и ребенком, мы уже относимся к нему как к родному.

Та же «Готика», вид сверху

В самом геймплее по сравнению с превью почти ничего не изменилось. Классическая RPG от Piranha Bytes — бегаем, сражаемся, превращаем местных животных в кожу и мясо, готовим еду на костре, выполняем миссии, набираем уровни и ищем учителей для обучения/прокачки навыков. При этом по традиции повышаем значения свойств, чтобы можно было использовать более крутое снаряжение. Как обычно, и навыки, и снаряжение имеют требования к силе, выносливости, ловкости, интеллекту или хитрости.



В игре много детей и некоторые из них помогают, а другие воруют.

В игре много детей и некоторые из них помогают, а другие воруют.

По той же традиции матчи выглядят немного сложно. Кроме того, в боевой системе есть дыры — например, можно бить мощной атакой, снижать выносливость врагов, а они будут так бегать, толком не бить и постоянно падать на землю. Враги вряд ли умеют атаковать все вместе. После присоединения к определенной фракции также разблокируются заклинания, уникальные для каждой фракции — например, матери-жены могут истекать кровью, чтобы впасть в ярость. Добавьте к этому возможность улучшать оружие на верстаках (если изучены нужные навыки) и обкладывать его камнями, дающими пассивные бонусы.



Чтобы улучшить предмет на верстаке, необходимо выполнить множество условий.

Чтобы улучшить предмет на верстаке, необходимо выполнить множество условий.

И все же выживать в ELEX II непросто и интересно, особенно на сложном уровне сложности. Враги атакуют не только на земле, но и в воздухе. Частью решения является возможность сражаться в небе с помощью реактивного ранца, хотя это реализовано не очень практически. Но здесь всегда азарт, нужны деньги и зелья, востребован крафт, и есть смысл выполнять квесты, даже побочные, не только для галочки, но и для развития персонажа.



Мы сражаемся с инопланетянами.

Мы сражаемся с инопланетянами.

В итоге с ELEX II происходит ровно то же самое, что и со всеми RPG от Piranha Bytes — ее можно критиковать, она несовершенна, плохо оптимизирована, местами топорна и старомодна, но от нее все равно очень сложно оторваться. — хотя он уже установлен Elden Ring и Horizon Forbidden West. Это даже сложно объяснить с рациональной точки зрения — чтобы понять, нужно было в 2002 году играть в первую «Готику», а потом и всем прочим «готикам», «ризенам» и «элексам», впитывающим атмосферу как в ELEX II, как бы это банально не звучало, сохранилось и укрепилось. То есть это отличный подарок для «Готоманов», но и все остальные могут попробовать к ним присоединиться. Не факт, что она вам понравится, но полной пыткой эта попытка не будет — ведь это действительно ролевая игра, которой сейчас почти никто не занимается, кроме «пираний», более того, она стала еще более насыщенным, сложным и интересным.

Плюсы: сюжет в целом стандартный, но следить за ним интересно; есть яркие, хорошо проработанные персонажи; нелинейные и увлекательные миссии; фирменный «готический» геймплей и такая же узнаваемая атмосфера; богатый мир, который интересно исследовать; иногда красивые пейзажи; хорошая работа с музыкой и озвучкой.

Минусы: геймплей местами устарел, как и графика, анимация и катсцены; неуклюжая боевая система, в которой есть дыры.