Pentiment: Обзор

директор Pentiment Джош Сойер утверждает, что никогда бы в жизни не стал разрабатывать этот проект, если бы не подписка Game Pass. С первых минут игры видно, что он не лукавит — это очень нишевая и уникальная игра, которая по многим причинам не будет продаваться массово. И сюжет необычный, и геймплей специфический, и читать нужно много, и визуальный стиль нестандартный… Но те, кто полюбит Pentiment по этим причинам, получат массу удовольствия и будут возможно, захочется вернуться к нему еще не раз.

Друзья познаются в беде

Переносимся в 1518 год и управляем Андреасом, художником, приехавшим в город Тассинг. Он будет работать в скрипториуме (то есть в мастерской) в монастыре в Кайресо. Главный герой знакомится с местными жителями и настоятелями монастыря, и в какой-то момент происходит трагедия — кто-то убивает барона Лоренца прямо в стенах монастыря. Также на месте происшествия обнаружен Пьеро, наставник и близкий друг Андреаса. У старика вряд ли хватит сил убить такого сильного человека, но у архидиакона, принимающего решение, других подозреваемых нет.

Андреас решает переквалифицироваться из художника в детектива и лично участвует в расследовании. Ситуация осложняется тем, что до убийства он слышал о Лоренце только хорошее: благодаря его пожертвованиям монастырь продолжал существовать, а в разговоре с Андреасом он был учтив и вежлив. Но как только главный герой начинает общаться с другими подозреваемыми, всплывает множество неприятных подробностей. Рано или поздно вам придется решать, кто виноват, но на этом история не заканчивается — в трех актах игроку рассказывают о событиях, происходивших на протяжении 25 лет.



Пентимент не совсем правильно назвать детективом — хотя тут вы уж действительно расследуете, цель разработчиков была куда масштабнее. Они хотели рассказать об эпохе, которая почти никогда не упоминается в играх. Вот почему рассказ охватывает такой большой промежуток времени, вот почему в каждом действии состав действующих лиц частично меняется (кто-то стареет, кто-то взрослеет, кто-то умирает), именно поэтому все оформлено в виде средневековая рукопись. Если вы ожидали чего-то подобного Ace Attorney, то вы не по адресу — расследования вплетаются в повествование, но не становятся центральной темой.

В любой момент они могут вспомнить произведения Аристотеля или «Энеиду» Вергилия, рассказать о Перхте (немецкий вариант Бабы-Яги) или рассказать историю из Евангелия о том, как Иисус накормил тысячи людей несколькими хлебами и несколькими рыбками. Сюжет, построенный вокруг монастыря, не мог обойтись без упоминания Мартина Лютера, который в своих 95 тезисах критиковал католическую церковь и объяснял необходимость реформ.



Не всем нравятся идеи Мартина Лютера.

Не всем нравятся идеи Мартина Лютера.

Все это настолько мастерски подано, что даже игроки, не интересующиеся историей, получат удовольствие и узнают много нового. Самое гениальное — это возможность после прочтения очередного комментария нажать кнопку и посмотреть пояснения, которые разработчики добавили к потенциально непонятным словам. Что такое «третий час»? Кто такой Тиль Уленшпигель? В поисковик лезть не надо — все быстро прочитаешь прямо в игре. Это касается и персонажей — когда герой упоминает гражданина, вы можете посмотреть на его портрет, если не смогли вспомнить десятки имён.

Мастер слова

Есть много, чтобы быть сообщенным. Если другая недавняя игра Obsidian, Grounded, все дело было в геймплее, то Pentiment больше похож на визуальные новеллы. Иногда встречаются мини-игры, качество которых оставляет желать лучшего, но по большей части вы ходите по улицам, посещаете здания и взаимодействуете с персонажами. Местный английский нельзя назвать сложным (даже особых ругательств нет) — i Disco Elysium язык был намного сложнее. Если да, то можно дождаться локализации — разработчики планируют добавить ее после релиза.

Хотя это и не классическая ролевая игра, которой известна Obsidian, вы все же можете создать своего собственного персонажа — по ходу игры мы будем составлять его биографию. Где он был до прибытия в Тассинг, зависит от способности героя понимать разные языки и упоминать культурные отсылки. Если он разбирается в законе, то может дать совет или высказать свое мнение по жилищным спорам и не только. Сделайте героя злодеем — и он сможет хамить собеседникам или угрожать им кулаками. Гедонист, ремесленник, оратор, оккультист, книжный червь — вариантов множество.



Иногда очевидно, какие строчки лучше не говорить, даже если очень хочется.

Иногда очевидно, какие строчки лучше не говорить, даже если очень хочется.

Выбор свойств влияет на то, какие реплики, помимо обычных, будут появляться во время диалогов. Однако, если какой-либо Fallout такие фразы обычно вы выбираете не задумываясь, потому что они упрощают прохождение или позволяют получить бонусы, а тут так не работает. В Пенменте желательно понимать, насколько уместны те или иные высказывания. Если вы попытаетесь умничать, когда собеседник вряд ли заинтересован в том, чтобы слушать, вы можете получить грубый ответ. Если вы красиво ответите на философский вопрос, вы обязательно сможете поддержать разговор.

Эта функция оживляет игровой мир — вы не только выбираете самые удачные ответы, но и сочиняете собственную историю. Что ж, ваш персонаж любит хвастаться всеми своими познаниями в законах, что вы можете сделать? От многих решений зависит, как к вам отнесутся персонажи и удастся ли заручиться их поддержкой в ​​самый ответственный момент. Игра также не предупреждает вас о том, насколько важны определенные ответы. Конечно, многое зависит от выбора подозреваемого, но даже незначительные на первый взгляд замечания могут увеличить шансы на успех.



Одной из самых интересных особенностей местных диалогов является смена сценариев. В настройках можно сделать их одинаковыми, чтобы реплики легче читались, но это отнимает часть шарма. Шрифт зависит от того, как Андреас относится к человеку, с которым он разговаривает. Почерк горожан не самый аккуратный, письма знати красивые и четкие, служители монастыря «говорят» готическим шрифтом. А если мнение главного героя о человеке меняется в середине диалога, меняется и шрифт. Так как действие игры происходит на страницах книги, авторы часто допускают в копиях опечатки, которые тут же удаляются и исправляются — прием со временем приедается, но придает игре шарма.

Ошибки истории

Несмотря на все достоинства повествования, есть некоторые детали, омрачающие впечатление. Каким бы интересным ни был сюжет и развитие игрового мира, сюжет кажется затянутым — это касается и третьего акта, который можно было бы легко сократить, и вступления. Пройдет час или два, прежде чем барон будет убит, и долгое знакомство с персонажами может надоесть.



Геймплейной новизной тоже не блещет. На протяжении всей игры вам предстоит бегать туда-сюда, используя карту, которая не всегда показывает правильный путь. Со временем вы запоминаете дорогу к тому или иному зданию, но бег все равно утомляет. Да, по пути вы можете с кем-то поболтать или даже найти улики, но игра не подскажет, кто готов с вами долго общаться, а кто просто хочет поздороваться и продолжить заниматься своими делами. Или какая дверь будет закрыта, а какая нет.

В целом Pentiment оставляет положительное впечатление, особенно благодаря своей уникальной графике. Авторы вдохновлялись лицевыми рукописями, которые были популярны до появления традиционной печати. То, что получается, напоминает анимированные миниатюры, нарисованные в том же стиле. Без сатирического подтекста Rock of Ages, — разработчики уважали источники вдохновения.



В игре много красивых иллюстраций.

В игре много красивых иллюстраций.

С музыкой все наоборот – саундтрек получился скудным. Композиций очень мало. Они неплохо звучат и красиво дополняют атмосферу, но гораздо чаще слышишь лишь скрип пишущего пера, который надоедает после двух десятков часов прохождения.

Аналоги Pentiment нет, и если кто-то влюбится в нее, то влюбится по уши. В то время как любители истории должны попробовать это в первую очередь, любители сюжетных игр с множеством диалогов также будут довольны. Не всем понравится — скучное начало и не самый увлекательный геймплей могут отбить интерес. Но если вы погрузитесь в этот мир, влюбитесь в героев и захотите пережить вместе с ними четверть века, то приключение будет незабываемым.

Плюсы: роскошный визуальный стиль в духе лицевых манускриптов; необычный сеттинг, позволивший авторам насытить рассказ множеством отсылок и фактов; возможность создать предысторию персонажа влияет на опции в диалогах; меняющийся мир, жители которого помнят ваши действия даже спустя много лет; хорошие дизайнерские идеи, такие как удобный глоссарий и различные шрифты.

Минусы: тягучее начало и затянутый третий акт; бегать из одного места в другое утомительно, а кроме того и диалогов в игре мало что можно предложить геймплейно; плохой саундтрек.