Liber: Обзор

В мире много страшного — коронавирус, американская дипломатия, русский может быть, шея Валуева… И в этот ряд вполне можно поставить игры, сделанные игроками-фанатами, которые не умеют делать игры. Ярким примером является отечественный боевик/приключение Liber. По словам сотрудников Olkon Games, проект был создан за год с нуля, то есть опыта в разработке у авторов не было — только горячая любовь к играм. Ей-богу, было бы лучше, если бы они продолжали просто играть…

Замах на рубль…

Что в таких проектах в первую очередь выдает фаната-геймера, который вдруг решил сделать свою игру? Ну, конечно, недостаточное честолюбие, желание охватить все сразу, показать, как много он прошел и увидел. Так что в Либере, если говорить о геймплее, своего практически ничего нет — он весь состоит из подсмотренных где-то механик. И прежде всего они заглянули в Uncharted, Red Dead Redemption и Tomb Raider.



А начинается все почти как в Хогвартсе.

А начинается все почти как в Хогвартсе.

Авторы подвели итог таким сюжетом, который как раз и позволяет легко смешивать разные элементы и даже настройки. Мы играем за молодого историка Алекса, который пошел работать в библиотеку, открыл одну из книг и тут же был перенесен во времени из 2020 года в какую-то деревню викингов, где его держат в плену бородатые парни с топорами. И там он находит и помогает сбежать. типичному пьяному ковбою с дикого запада по имени Ник (надо же как-то привязать сюда Red Dead Redemption!).

Оказывается, эту же книгу Ник нашел, когда грабил дилижанс, и, к сожалению, открыл ее. И теперь он заперт во временной петле — каждые три дня все сбрасывается, и он снова оказывается в этой деревне. Теперь они вместе с Алексом должны найти эту странную книгу, понять, как она работает, какое отношение к ней имеют викинги, и, наконец, вырваться из этой временной петли.



Ну, у тебя есть лицо, Ник Родс.

Ну, у тебя есть лицо, Ник Родс.

В процессе героев ждет череда приключений, которые разворачиваются за достаточно короткий промежуток времени и в разных ландшафтах (игру можно пройти за два часа). Вот мы прячемся в высокой траве от тех же викингов и отвлекаем их броском камня, а теперь прыгаем по камням и висим на руках над обрывом и проделываем экстремальную акробатику.



А вот крючок кота добавить забыли - позор!

А вот крючок кота добавить забыли — позор!

Либо сражаемся с теми же викингами на кулаках и мечах, либо стреляем из верного Кольта по охранникам дилижанса в роли Ника. Или вообще пытаемся бороться с каннибалами, за что и попадаем в плен.



Пожалуй, единственная приличная сцена в игре.

Пожалуй, единственная приличная сцена в игре.

Естественно, есть и головоломки в том же духе Uncharted, когда нужно искать предметы в пещере и вставлять их в нужные отверстия, чтобы что-то открыть, манипулировать символами и рунами. Или, например, сравнивать карты местности в смартфоне и искать одинаковые. Там, в пещере, много ловушек с вылетающими из стен копьями. В другой ситуации вам предстоит перебраться через полуразрушенный мост, который представляет собой одну сплошную ловушку.



Конечно, не перетащив сюда ящики или ячейки, он не смог бы этого сделать.

Конечно, не перетащив сюда ящики или ячейки, он не смог бы этого сделать.

Чего еще не хватает в таких случаях? Эффектная сцена с использованием транспорта? Пожалуйста, вот вам динамичная прогулка на лодке, с которой нужно обращаться осторожно, чтобы не разбить ее о камни. Ну раз пошла такая пьянка (в случае с Ником — в прямом смысле этого слова), то давайте играть и петь в таверне с бардом, напоминая нашим зрителям «Ведьмаке».

Так что, кстати, за этим бардом надо следить, стараться не попадаться на глаза, но и не отставать. И, наконец, захват и допрос — и делается это точно так же, как аналогичные эпизоды в других играх. Хуже в 10 раз, но основная механика та же.



Также можно оценить уровень локальных текстов.

Также можно оценить уровень локальных текстов.

…Удар на копейку

Звучит разнообразно, динамично, модно, молодежно, на все случаи жизни и на любой вкус. Есть даже каннибалы. А то, что используются чужие идеи — так кто сейчас в этом не виноват? Все зависит от реализации. Слово «однобокий» хорошо описывает ситуацию, хотя можно использовать и более сильные выражения.

С самого первого запуска возникает стойкое ощущение, что это игра начала-середины 2000-х, что-то вроде знаменитых польских шутеров, тщательно пытавшихся копировать ААА-хиты, но тем не менее получивших обзор циничных журналистов в «Мусоре мира». Месяц». Картинка местами радует хорошими пейзажами, но отпугивают текстуры и модели персонажей — особенно лицевая анимация. Или как развеваются волосы этой девушки:



Боже, сделай ее лысой лучше.

Боже, сделай ее лысой лучше.

Или забавные трюки с телом местного рэгдолла, которые заставляют нас снова и снова вспоминать игры из нашего прошлого.



Жалко коня.

Жалко коня.

Сгибайте больше пальцы: кривая анимация и сложное управление при прыжках; та же кривая камера, которая при попытке прицелиться и бросить камень запросто может перекрыть обзор; крики ужаса, когда сквозь тебя в туманном лесу проходит туша (точнее, текстуры) оленя — или когда, опять же, при прицеливании ты как будто попадаешь в персонажа и видишь все изнутри тела.



Всегда есть проблемы с масштабом.

Всегда есть проблемы с масштабом.

Даже в Либере убогий ИИ. Викинги в деревне могут заметить вас с нескольких метров, но через несколько секунд их задницы спрячутся в ближайшей высокой траве, они перестанут преследовать, отступят от вас на шаг и заглянут в заросли с возгласами «Это выглядело как !». По крайней мере, это случилось со мной. Во время перестрелок враги ведут себя точно так же, как и в бюджетных шутерах из 2000-х — стоят на месте, даже не пытаясь маневрировать, либо бегут к вам по прямой, а потом — опять же благодаря местной физике — разлетаются, как конусы от стреляет. При этом они еще могут упорно что-то кинуть или выстрелить в вас, не обращая внимания на то, что они ударились о скалу позади укрывшегося персонажа.



Крышка облегчает прицеливание.

Крышка облегчает прицеливание.

Кстати, боевая система в боях тоже кривовата и примитивна — доступен только удар, блок и перекат. Но еще веселее становится, когда нас заставляют сражаться голыми руками против толпы каннибалов с мечами. И они не торопятся атаковать и театрально падают на землю от трех-четырех ударов по лицу. А потом вместе с Ником мы били кулаками огромного главного каннибала, который большую часть времени просто бегал за мной, получал от Ника, отвлекался на него, получал от меня, отвлекался на меня — и так по кругу до полной готовности…



У них не было шансов против нас.

У них не было шансов против нас.

Стрельба выглядит немного лучше, система укрытий работает хорошо, но есть проблемы, по крайней мере, с определением попаданий.

Озвучка мне тоже не понравилась — на уровне любительского скетча. Разве что у Ника голос ничего, но когда он пытается кричать что-то агрессивное в матчах, его как будто тошнит от избытка алкоголя. Примерно на том же уровне и кат-сцены, которые иногда криво склеены и вписываются в происходящее. Например, в ролике Ника можно ударить так, что кажется, что он больше не хочет вставать, и сразу после кат-сцены мы видим, как он сражается с врагами. Или он говорит, мол, он хочет бежать первым, а мы должны бежать за ним. Видео заканчивается, а бежать не за кем — Ника уже телепортировали на другую сторону.



Вы бы видели, как они танцуют…

Вы бы видели, как они танцуют…

То, что авторы изменили в обновлении одну мини-игру, но при этом забыли толком объяснить новые правила, расскажет о многом другом — а я из нее даже в меню нормально выйти не мог, пришлось пользоваться волшебный Ctrl + Alt + Delete.

В Либере у меня периодически возникало ощущение, что я в сумасшедшем доме. Или в голове любителя, бредящего желанием создать игру своей большой мечты, объединив в себе все, что он когда-либо видел. И это начинает происходить на глазах, но похоже на поток сознания — все хаотично перемешивается, течет, расплывается… И в итоге превращается в набор ляпов, которыми можно развлечь публику на ютубе, который показывает как вам не нужно делать игры. Это не означает, что Либер неиграбелен. Но делать такие игры действительно не нужно — не нужно сбрасывать репутацию российского разработчика игр на ноль.

Достоинства: много механик из хитовых игр, то есть разнообразие есть.

Минусы: ноль собственных идей; ужасная реализация и плохое техническое исполнение практически всего; устаревшая графика и анимация.