В декабре исполняется четыре года с момента выхода Kenshi вышла в Steam. До этого игра очень долго находилась в раннем доступе. Его разрабатывал Крис Хант 12 лет — сначала один, потом с небольшой командой.
На нашем сайте уже много лет не появлялось ни одного обзора — ни текстового, ни видео. Хотя игра еще на стадии раннего доступа обрела культовый статус и обрела тысячи поклонников. Отчасти это связано с совершенно особым характером проекта — в Кенши, который авторы назвали величайшим
после Daggerfall В RPG (открытый мир занимает около 900 квадратных километров) действительно можно играть годами. И, скорее всего, вы не сможете полюбить ее с первого раза — наоборот, игра в основном делает все, чтобы вы ее возненавидели. Мне потребовалось около года, чтобы наконец влюбиться в Кенши и написать этот обзор.
Караван историй
Игра сначала привлекает описанием. Суть сводится к тому, что перед нами отрядная ролевая игра (хотя играть за одинокого странника никто не запретит) в огромной открытой песочнице и с полной свободой действий. Здесь вы должны голодать и выживать в суровом мире, полном опасностей и фракций, включая каннибалов, женоненавистников и разумных насекомых.
Но мой неподдельный интерес к Кенши начался не с чтения описаний, а с рассказов самих игроков о том, как они выживали. Вот несколько цитат (пунктуация и орфография авторов сохранены):
Первый раз меня съела собственная собака. Во второй раз я съел свою собаку, но все равно умер от голода. На третий день взяли в рабство, руду рыли час в режиме реального времени. Убежать, умереть с голоду…
Морфология
За 40 игровых дней нашел себе двух партнёров, чуть не потерял ногу, успел проклясть голодных бродяг, начал приютить бывшую рабыню, нашёл ещё 3-х партнёров, случайно создал гарем…
DR4 ЧИКУЛА
Очнулся в пустыне без руки. Краб в город. Украл рыбу. Я пытался продать дальше в другом городе, но работорговцы поверили мне и отвезли в каменоломни… Я провел 30 дней в рабстве… В ночь на 31-й день я вышел из шахт и совершенно голодный пополз к ближайший город. Там меня сразу связали и бросили в тюрьму, чему я очень обрадовался (по крайней мере, там нормально кормят). Когда у меня закончились месячные, я увидела, что моя награда за мою голову составляет 75 000 кошек. Меня разыскивали за все, от кражи со взломом и кражи до терроризма.
На диете
Один из игроков рассказал трагикомическую историю о том, как он пытался выращивать кактусы в пустыне, где кроме них ничего не растет. Он объездил полмира и прошел через многое, чтобы найти эти кактусы и вернуться на базу. И только там игра ему подсказала, что без прокачанного навыка фарма есть 50-процентный шанс потерять кактусы при сборе урожая. Что случилось. По следам он отправился навстречу новым опасностям в поисках фермера. История заканчивается так:
Я возвращаюсь на свою базу за фермером с развитым навыком сбора моих кактусов. Так как он не очень атлетичен и не очень быстро бегает, я молю всех богов, чтобы пауки не попадались мне на пути.
Анонимный пользователь
Живи своей жизнью. Если сможешь…
Как вы уже поняли, главная ценность и причина любить Кенши — это почти абсолютная свобода действий (и да, здесь можно убить любого персонажа), поэтому вы можете прожить жизнь так, как хотите, чтобы получить такие прекрасные ощущения. В этом смысле игру хотелось бы сравнить с серией The Elder Scrolls, где «Готикой«И Fallout. А сам Крис Хант говорил об источниках вдохновения так: «Игры, основанные на X-Com и Jagged Alliance 2, в сочетании с постапокалиптическим стилем оригинальных фильмов «Безумный Макс» и более старых выпусков Fallout».
Генератор персонажей очень подробный.
Отличие в том, что все эти проекты имеют сюжет. И даже в большинстве современных игр на выживание, с которыми у творения Криса Ханта много общего, есть сюжетные кампании или основные миссии. Но в Кенши это еще не все. И нормальных побочных квестов тоже практически нет — в основном случайные контракты на поимку преступников. Также при определенных условиях и при высоком уровне дружбы с ними лидерам фракций можно давать задания на убийство кого-либо.
У Кенши много стартовых сценариев. Вы можете начать жизнь (просто жизнь, а не игру!) как раб, охотник-каннибал, странствующий торговец, гражданин Империи, одинокий странник, изгнанник, преступник с наградой и даже бродяга, скрывающий голодная собака. Это влияет на сложность (хотя ее можно настроить и вручную, с разными параметрами), на отношение к вам других фракций и рас, на количество и снаряжение, с которым вы начинаете, и на какой стартовой точке вы окажетесь.
Где-то будет явно сложнее, особенно если играть за рабов, которым нужно как можно быстрее попасть в клетки, пока их не вырубила охрана, или за охотников-каннибалов — на них сразу обрушивается огромное количество каннибалов. Где-то меняется стиль и жанр — например, сценарий «Искатели свободы» рассчитан не на RPG или action/RPG, а на стратегию в реальном времени.
В любом случае вам решать, как добыть денег, как выжить, куда идти, с кем дружить. И практически всегда начинать приходится с симулятора бездомного — собирать и продавать бутылки и прочий хлам, чтобы наскрести монеток хотя бы на кусок хлеба.
Вы также можете воровать и грабить — как гиена, дождитесь окончания случайной битвы и грабите трупы. Или заниматься честным, но скучным трудом — например, находить залежи руды, размахивать киркой и перевозить добытое для продажи в ближайшее поселение.
А после того, как вы более-менее встанете на ноги, обзаведетесь более качественным снаряжением и первыми напарниками (их можно арендовать в барах и тавернах), все остается в ваших руках.
Если ползать на четвереньках, прокачивается навык скрытности.
Большая стройка или опасные приключения?
В идеале конечно в первую очередь нужно обустроить свою базу для сбора ресурсов, продавать их, хранить на складе, выращивать разные культуры, изучать ремесла и технологии и так далее — это обеспечит отряд едой, снаряжением и обычный доход. Правда, обязательно найдутся те, кто обложит вас данью или ограбит. Поэтому нужно подумать о защитных сооружениях и охранниках.
Вы можете зарабатывать на жизнь торговлей, охотой на преступников, освобождением заключенных, охраной караванов или наоборот самому стать плохим человеком — похищать и продавать в рабство, грабить караваны. А может, просто последовать за одним из них и попытаться вместе добраться до другого города?
Если вам надоело ходить по магазинам и строить свою базу (а это далеко не быстрый процесс!), никто не запретит вам в одиночку или с союзниками (лучше вместе) искать приключений на своей пятой точке. В любом случае стратегия и исследование связаны — нужно искать специальные книги для изучения технологий, чертежи для крафта, полезных мастеров (вспомните историю с кактусом) и так далее.
По мере увеличения размера палаты и количества людей в поселении появляется возможность поручить кому-то поиск книг и предметов. Но вам также придется много путешествовать. Вскоре после основания моего первого аванпоста я раздобыл карту с названиями всех крупных городов и отправился в каждый из них. Я купила продукты, аптечку, спальные мешки и рюкзаки (а еще лучше вечеринки) и отправилась со своим подопечным в долгое и опасное путешествие.
Большое приключение начинается с малого — например, сбор бутылок.
О чем потом сожалел. Только через три часа мародерства и укрытия по болотам от тварей и бандитов мои боевые товарищи (одного из них, оставшегося без ноги, я надел) в окровавленных рубахах, добрались до первого крупного поселения и выяснили, что это принадлежит союзным городам, в войсках которых воевал погибший отец главного героя. И в этот момент мне захотелось обнять охранников со словами «Дорогие мои!», сесть на землю и расплакаться…
Окровавленные рубашки принадлежали красным саблям — я взял их у разбойников и подождал, пока они падут, сражаясь с каким-то бродячим самураем. И это было неправильное решение. Я тогда не знал, что если надеть полный комплект одежды одной из фракций, то можно будет полностью спрятаться, а если использовать всего один-два предмета, то даже нейтрально настроенных персонажей из этой фракции начнет видеть в вас врага. А когда мы, едва спасаясь от агрессивных пауков, радостно ворвались на одну из баз Красных Сабель, то сначала просто удивились. Пришлось бежать и прятаться…
Дьявол в деталях
Это еще одно важное отличие Kenshi — невероятное внимание к деталям, чего, видимо, можно добиться, только когда делаешь одну игру 12 лет. Особенно это заметно в механике строительства и земледелия. Здесь нужно учитывать ряд нюансов – тип почвы, наличие воды, скорость ветра, необходимая для ветряков, и многое другое.
Также необходимо регулярно проводить геологоразведочные работы.
В боях сразу никто не умирает — сначала бойцы падают без сознания, а потом, с разной скоростью, в зависимости от полученных ран, приходят в себя. Если вокруг еще много врагов, можно лечь и притвориться мертвым или медленно отползти — так гораздо больше шансов остаться незамеченным.
На опыте я также узнал, что здесь можно запросто остаться без ног и рук, которые потом придется заменять протезами — урон всегда рассчитывается отдельно для каждой части тела, а урон влияет на скорость передвижения и эффективность в бою.
Приятным открытием стало то, что врага можно не убить, а оглушить и похитить, положив труп на плечо, чтобы потом сдать или продать. Это особенно полезно для боссов. Наконец, я притащил одного из заключенных к себе на базу и сделал из него бесплатный манекен для отработки боевых навыков — бил его до потери сознания, потом приводил в чувства и снова бил. Жестоко, но эффективно.
Проблема в том, что игра не рассказывает многих подробностей, о которых можно было бы написать три статьи. Кенши не ведет за руку, а предлагает изучить все самостоятельно, учась у набитых шишек. Также Крис Хант изначально видел себя врагом игрока, наполняющим мир суровыми опасностями и ловушками.
50 оттенков серого
Не всем понравится такой подход. А когда вы отправитесь в долгое и опасное путешествие по просторам сурового мира «свордпанка» (swordpunk — как называет его сам автор), то вряд ли вам понравится перспектива наблюдать за серыми, серо-зелеными, серо-желтыми пейзажи давно — вообще довольно однообразные пейзажи.
Хотя такие цвета существуют.
И это несмотря на то, что мир в Кенши живет и реагирует на ваши действия. Есть караваны, группы кочевников, бандиты, представители других групп, стада животных — все где-то заняты и нападают на соседние города, друг на друга или на вас.
У большинства рас и фракций здесь есть свои интересы, цели и понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, иногда весьма специфичные. Чего только стоят паладины Святой Нации — религиозные фанатики, националисты и женоненавистники. А их главные враги — женщины-повстанцы и беглые рабыни из отряда ниндзя-ренегатов. Есть также воры и контрабандисты, насекомоподобные члены роя и даже безумные роботы-скелеты.
Все и многие другие находятся в довольно сложных отношениях друг с другом. И все это надо учитывать — например, лучше дважды подумать, прежде чем показываться в городах Святой Нации с женщиной в палате. Все это крайне интересно, но размеры мира таковы, что о довольно однообразных и унылых пейзажах все равно приходится думать в дальних путешествиях, когда долго ничего не происходит.
Как перестать бояться и полюбить Kenshi
Добавьте сюда баги, особенно первое время после релиза, устаревшую графику и неудобный интерфейс, отягощающий управление и администрирование. Да и в боях нет простого управления и пошагового тактического управления, как в вышеупомянутых X-Com и Jagged Alliance 2. Как правило, это масштабные, послойные, атаки в реальном времени с паузой . Да, есть разные виды урона, показатели и боевые навыки, но в массовых боях контролировать ситуацию достаточно сложно — часто решает не тактика, а уровень прокачки.
Все это пугает — читаешь обзоры и обзоры про баги, лютый хардкор и «мертвый мир»… И как можно влюбиться в эту уникальную, но колючую игру?
Ну, во-первых, с багами сейчас уже намного лучше — ничего критичного не заметил, когда играл в прошлом году и в этом году. Во-вторых, ставить моды можно и нужно — их широкая поддержка тоже стала одной из причин такой популярности Kenshi. Модификации добавляют новые возможности, увеличивают количество NPC, рекрутов и отрядов, упрощают управление и администрирование, делают карту более осмысленной, а сам мир более насыщенным.
Эти «черепахи», больше похожие на слонов, являются ценным источником сырого мяса.
Но самое главное, вам предстоит пройти этап отрицания и принятия. Примите правила игры (а иногда и их полное отсутствие) и дайте своему персонажу просто жить — с минимумом сохранений или без них вовсе. Только так ваш ронин познает дзен в этом суровом мире, а вы получите адреналин и те эмоции, которые вызывают острое желание поделиться своими историями выживания.
Да, игра дарит очень сильные эмоции и является одним из самых крутых генераторов историй в играх — именно поэтому нужно перестать бояться и полюбить ее. Эти истории во многом идентичны и сводятся к тому, как вы выживали, воровали и голодали без денег и без костей. Но это ваши истории. И когда ваш персонаж, которого вы десятки часов прошли от раба до того, кто может разрушить состояние его бывших хозяев, погибает в решающей битве или, наоборот, наносит смертельный удар, тогда вы понимаете, почему видеоигры были изобретены. Ну а то, что Кенши не совершенен… Как известно, многие гении имеют вредный характер и невыносимы в быту, но это не мешает им оставаться гениями.
Плюсы: огромный мир, в котором вы выживаете практически любым удобным для вас способом; множество красочных рас и фракций, которые по-разному относятся друг к другу и к игроку; глубокая проработка механики, обилие деталей и нюансов; игра настолько атмосферна, что здесь хочется жить и выживать; Музыка действительно передает настроение игры.
Минусы: не всем понравится отсутствие сюжета и нормальных миссий; куча не всегда очевидных механик; Игра выглядит не очень современной.