Kenshi: Обзор

В декабре исполняется четыре года с момента выхода Kenshi вышла в Steam. До этого игра очень долго находилась в раннем доступе. Его разрабатывал Крис Хант 12 лет — сначала один, потом с небольшой командой.

На нашем сайте уже много лет не появлялось ни одного обзора — ни текстового, ни видео. Хотя игра еще на стадии раннего доступа обрела культовый статус и обрела тысячи поклонников. Отчасти это связано с совершенно особым характером проекта — в Кенши, который авторы назвали величайшим
после Daggerfall В RPG (открытый мир занимает около 900 квадратных километров) действительно можно играть годами. И, скорее всего, вы не сможете полюбить ее с первого раза — наоборот, игра в основном делает все, чтобы вы ее возненавидели. Мне потребовалось около года, чтобы наконец влюбиться в Кенши и написать этот обзор.

Караван историй

Игра сначала привлекает описанием. Суть сводится к тому, что перед нами отрядная ролевая игра (хотя играть за одинокого странника никто не запретит) в огромной открытой песочнице и с полной свободой действий. Здесь вы должны голодать и выживать в суровом мире, полном опасностей и фракций, включая каннибалов, женоненавистников и разумных насекомых.

Но мой неподдельный интерес к Кенши начался не с чтения описаний, а с рассказов самих игроков о том, как они выживали. Вот несколько цитат (пунктуация и орфография авторов сохранены):

Первый раз меня съела собственная собака. Во второй раз я съел свою собаку, но все равно умер от голода. На третий день взяли в рабство, руду рыли час в режиме реального времени. Убежать, умереть с голоду…

Морфология

За 40 игровых дней нашел себе двух партнёров, чуть не потерял ногу, успел проклясть голодных бродяг, начал приютить бывшую рабыню, нашёл ещё 3-х партнёров, случайно создал гарем…

DR4 ЧИКУЛА



Очнулся в пустыне без руки. Краб в город. Украл рыбу. Я пытался продать дальше в другом городе, но работорговцы поверили мне и отвезли в каменоломни… Я провел 30 дней в рабстве… В ночь на 31-й день я вышел из шахт и совершенно голодный пополз к ближайший город. Там меня сразу связали и бросили в тюрьму, чему я очень обрадовался (по крайней мере, там нормально кормят). Когда у меня закончились месячные, я увидела, что моя награда за мою голову составляет 75 000 кошек. Меня разыскивали за все, от кражи со взломом и кражи до терроризма.

На диете

Один из игроков рассказал трагикомическую историю о том, как он пытался выращивать кактусы в пустыне, где кроме них ничего не растет. Он объездил полмира и прошел через многое, чтобы найти эти кактусы и вернуться на базу. И только там игра ему подсказала, что без прокачанного навыка фарма есть 50-процентный шанс потерять кактусы при сборе урожая. Что случилось. По следам он отправился навстречу новым опасностям в поисках фермера. История заканчивается так:

Я возвращаюсь на свою базу за фермером с развитым навыком сбора моих кактусов. Так как он не очень атлетичен и не очень быстро бегает, я молю всех богов, чтобы пауки не попадались мне на пути.

Анонимный пользователь



Живи своей жизнью. Если сможешь…

Как вы уже поняли, главная ценность и причина любить Кенши — это почти абсолютная свобода действий (и да, здесь можно убить любого персонажа), поэтому вы можете прожить жизнь так, как хотите, чтобы получить такие прекрасные ощущения. В этом смысле игру хотелось бы сравнить с серией The Elder Scrolls, где «Готикой«И Fallout. А сам Крис Хант говорил об источниках вдохновения так: «Игры, основанные на X-Com и Jagged Alliance 2, в сочетании с постапокалиптическим стилем оригинальных фильмов «Безумный Макс» и более старых выпусков Fallout».



Генератор персонажей очень подробный.

Генератор персонажей очень подробный.

Отличие в том, что все эти проекты имеют сюжет. И даже в большинстве современных игр на выживание, с которыми у творения Криса Ханта много общего, есть сюжетные кампании или основные миссии. Но в Кенши это еще не все. И нормальных побочных квестов тоже практически нет — в основном случайные контракты на поимку преступников. Также при определенных условиях и при высоком уровне дружбы с ними лидерам фракций можно давать задания на убийство кого-либо.



У Кенши много стартовых сценариев. Вы можете начать жизнь (просто жизнь, а не игру!) как раб, охотник-каннибал, странствующий торговец, гражданин Империи, одинокий странник, изгнанник, преступник с наградой и даже бродяга, скрывающий голодная собака. Это влияет на сложность (хотя ее можно настроить и вручную, с разными параметрами), на отношение к вам других фракций и рас, на количество и снаряжение, с которым вы начинаете, и на какой стартовой точке вы окажетесь.

Где-то будет явно сложнее, особенно если играть за рабов, которым нужно как можно быстрее попасть в клетки, пока их не вырубила охрана, или за охотников-каннибалов — на них сразу обрушивается огромное количество каннибалов. Где-то меняется стиль и жанр — например, сценарий «Искатели свободы» рассчитан не на RPG или action/RPG, а на стратегию в реальном времени.

В любом случае вам решать, как добыть денег, как выжить, куда идти, с кем дружить. И практически всегда начинать приходится с симулятора бездомного — собирать и продавать бутылки и прочий хлам, чтобы наскрести монеток хотя бы на кусок хлеба.

Вы также можете воровать и грабить — как гиена, дождитесь окончания случайной битвы и грабите трупы. Или заниматься честным, но скучным трудом — например, находить залежи руды, размахивать киркой и перевозить добытое для продажи в ближайшее поселение.

А после того, как вы более-менее встанете на ноги, обзаведетесь более качественным снаряжением и первыми напарниками (их можно арендовать в барах и тавернах), все остается в ваших руках.



Если ползать на четвереньках, прокачивается навык скрытности.

Если ползать на четвереньках, прокачивается навык скрытности.

Большая стройка или опасные приключения?

В идеале конечно в первую очередь нужно обустроить свою базу для сбора ресурсов, продавать их, хранить на складе, выращивать разные культуры, изучать ремесла и технологии и так далее — это обеспечит отряд едой, снаряжением и обычный доход. Правда, обязательно найдутся те, кто обложит вас данью или ограбит. Поэтому нужно подумать о защитных сооружениях и охранниках.

Вы можете зарабатывать на жизнь торговлей, охотой на преступников, освобождением заключенных, охраной караванов или наоборот самому стать плохим человеком — похищать и продавать в рабство, грабить караваны. А может, просто последовать за одним из них и попытаться вместе добраться до другого города?



Если вам надоело ходить по магазинам и строить свою базу (а это далеко не быстрый процесс!), никто не запретит вам в одиночку или с союзниками (лучше вместе) искать приключений на своей пятой точке. В любом случае стратегия и исследование связаны — нужно искать специальные книги для изучения технологий, чертежи для крафта, полезных мастеров (вспомните историю с кактусом) и так далее.

По мере увеличения размера палаты и количества людей в поселении появляется возможность поручить кому-то поиск книг и предметов. Но вам также придется много путешествовать. Вскоре после основания моего первого аванпоста я раздобыл карту с названиями всех крупных городов и отправился в каждый из них. Я купила продукты, аптечку, спальные мешки и рюкзаки (а еще лучше вечеринки) и отправилась со своим подопечным в долгое и опасное путешествие.



Большое приключение начинается с малого — например, сбор бутылок.

Большое приключение начинается с малого — например, сбор бутылок.

О чем потом сожалел. Только через три часа мародерства и укрытия по болотам от тварей и бандитов мои боевые товарищи (одного из них, оставшегося без ноги, я надел) в окровавленных рубахах, добрались до первого крупного поселения и выяснили, что это принадлежит союзным городам, в войсках которых воевал погибший отец главного героя. И в этот момент мне захотелось обнять охранников со словами «Дорогие мои!», сесть на землю и расплакаться…

Окровавленные рубашки принадлежали красным саблям — я взял их у разбойников и подождал, пока они падут, сражаясь с каким-то бродячим самураем. И это было неправильное решение. Я тогда не знал, что если надеть полный комплект одежды одной из фракций, то можно будет полностью спрятаться, а если использовать всего один-два предмета, то даже нейтрально настроенных персонажей из этой фракции начнет видеть в вас врага. А когда мы, едва спасаясь от агрессивных пауков, радостно ворвались на одну из баз Красных Сабель, то сначала просто удивились. Пришлось бежать и прятаться…



Дьявол в деталях

Это еще одно важное отличие Kenshi — невероятное внимание к деталям, чего, видимо, можно добиться, только когда делаешь одну игру 12 лет. Особенно это заметно в механике строительства и земледелия. Здесь нужно учитывать ряд нюансов – тип почвы, наличие воды, скорость ветра, необходимая для ветряков, и многое другое.



Также необходимо регулярно проводить геологоразведочные работы.

Также необходимо регулярно проводить геологоразведочные работы.

В боях сразу никто не умирает — сначала бойцы падают без сознания, а потом, с разной скоростью, в зависимости от полученных ран, приходят в себя. Если вокруг еще много врагов, можно лечь и притвориться мертвым или медленно отползти — так гораздо больше шансов остаться незамеченным.

На опыте я также узнал, что здесь можно запросто остаться без ног и рук, которые потом придется заменять протезами — урон всегда рассчитывается отдельно для каждой части тела, а урон влияет на скорость передвижения и эффективность в бою.



Приятным открытием стало то, что врага можно не убить, а оглушить и похитить, положив труп на плечо, чтобы потом сдать или продать. Это особенно полезно для боссов. Наконец, я притащил одного из заключенных к себе на базу и сделал из него бесплатный манекен для отработки боевых навыков — бил его до потери сознания, потом приводил в чувства и снова бил. Жестоко, но эффективно.

Проблема в том, что игра не рассказывает многих подробностей, о которых можно было бы написать три статьи. Кенши не ведет за руку, а предлагает изучить все самостоятельно, учась у набитых шишек. Также Крис Хант изначально видел себя врагом игрока, наполняющим мир суровыми опасностями и ловушками.



50 оттенков серого

Не всем понравится такой подход. А когда вы отправитесь в долгое и опасное путешествие по просторам сурового мира «свордпанка» (swordpunk — как называет его сам автор), то вряд ли вам понравится перспектива наблюдать за серыми, серо-зелеными, серо-желтыми пейзажи давно — вообще довольно однообразные пейзажи.



Хотя такие цвета существуют.

Хотя такие цвета существуют.

И это несмотря на то, что мир в Кенши живет и реагирует на ваши действия. Есть караваны, группы кочевников, бандиты, представители других групп, стада животных — все где-то заняты и нападают на соседние города, друг на друга или на вас.

У большинства рас и фракций здесь есть свои интересы, цели и понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, иногда весьма специфичные. Чего только стоят паладины Святой Нации — религиозные фанатики, националисты и женоненавистники. А их главные враги — женщины-повстанцы и беглые рабыни из отряда ниндзя-ренегатов. Есть также воры и контрабандисты, насекомоподобные члены роя и даже безумные роботы-скелеты.



Все и многие другие находятся в довольно сложных отношениях друг с другом. И все это надо учитывать — например, лучше дважды подумать, прежде чем показываться в городах Святой Нации с женщиной в палате. Все это крайне интересно, но размеры мира таковы, что о довольно однообразных и унылых пейзажах все равно приходится думать в дальних путешествиях, когда долго ничего не происходит.

Как перестать бояться и полюбить Kenshi

Добавьте сюда баги, особенно первое время после релиза, устаревшую графику и неудобный интерфейс, отягощающий управление и администрирование. Да и в боях нет простого управления и пошагового тактического управления, как в вышеупомянутых X-Com и Jagged Alliance 2. Как правило, это масштабные, послойные, атаки в реальном времени с паузой . Да, есть разные виды урона, показатели и боевые навыки, но в массовых боях контролировать ситуацию достаточно сложно — часто решает не тактика, а уровень прокачки.

Все это пугает — читаешь обзоры и обзоры про баги, лютый хардкор и «мертвый мир»… И как можно влюбиться в эту уникальную, но колючую игру?

Ну, во-первых, с багами сейчас уже намного лучше — ничего критичного не заметил, когда играл в прошлом году и в этом году. Во-вторых, ставить моды можно и нужно — их широкая поддержка тоже стала одной из причин такой популярности Kenshi. Модификации добавляют новые возможности, увеличивают количество NPC, рекрутов и отрядов, упрощают управление и администрирование, делают карту более осмысленной, а сам мир более насыщенным.



Эти «черепахи», больше похожие на слонов, являются ценным источником сырого мяса.

Эти «черепахи», больше похожие на слонов, являются ценным источником сырого мяса.

Но самое главное, вам предстоит пройти этап отрицания и принятия. Примите правила игры (а иногда и их полное отсутствие) и дайте своему персонажу просто жить — с минимумом сохранений или без них вовсе. Только так ваш ронин познает дзен в этом суровом мире, а вы получите адреналин и те эмоции, которые вызывают острое желание поделиться своими историями выживания.

Да, игра дарит очень сильные эмоции и является одним из самых крутых генераторов историй в играх — именно поэтому нужно перестать бояться и полюбить ее. Эти истории во многом идентичны и сводятся к тому, как вы выживали, воровали и голодали без денег и без костей. Но это ваши истории. И когда ваш персонаж, которого вы десятки часов прошли от раба до того, кто может разрушить состояние его бывших хозяев, погибает в решающей битве или, наоборот, наносит смертельный удар, тогда вы понимаете, почему видеоигры были изобретены. Ну а то, что Кенши не совершенен… Как известно, многие гении имеют вредный характер и невыносимы в быту, но это не мешает им оставаться гениями.

Плюсы: огромный мир, в котором вы выживаете практически любым удобным для вас способом; множество красочных рас и фракций, которые по-разному относятся друг к другу и к игроку; глубокая проработка механики, обилие деталей и нюансов; игра настолько атмосферна, что здесь хочется жить и выживать; Музыка действительно передает настроение игры.

Минусы: не всем понравится отсутствие сюжета и нормальных миссий; куча не всегда очевидных механик; Игра выглядит не очень современной.