Farming Simulator 22: Обзор

В последнее десятилетие в индустрии оформился новый жанр — симулятор рабочей профессии: строитель, грузчик, водитель автобуса, шахтер. В отличие от всех известных авиасимуляторов и автосимуляторов, эти игры не ориентированы на соревнования или бои, не пытаются удивить реализмом или высоким уровнем графики — это достаточно специфическое развлечение, ориентированное на показ особенностей профессии и являющееся отлично подходит для тех, кто хочет попробовать себя в роли, например, лесоруба, не вставая с удобного кресла.

Закончилось все совершенно абсурдными примерами, высмеивающими однообразие и рутину, присущие подобным проектам — хотя бы вспомнить рок-симулятор Rock Simulator. Но почему это закончилось? Жанр прекрасно чувствует себя и по сей день, а выход нового Farming Simulator от Giants Software — еще одно тому подтверждение. Что такого особенного в фермерском симуляторе, если в нем больше игроков в Steam, чем в недавнем Battlefield
?

Хорошо в деревне летом

Что вообще может сделать современный фермер-одиночка? Все, что связано с производством сельскохозяйственной продукции. Благодаря научно-техническому прогрессу работа в сельской местности теперь может быть автоматизирована настолько хорошо, что даже небольшая бригада может справиться с фермой значительных размеров — при наличии соответствующих навыков, конечно.

FS22 дает вам возможность испытать все аспекты жизни фермы, от вспашки полей до доставки продукции на продажу. Если брать классический режим, без мультиплеера и модификаций (с которыми серия дружит давно), то игрок волен делать что хочет, из ограничений — только стартовый капитал. Однако возможность аренды снаряжения и кредитования поможет справиться с этим недостатком: можно делать все, что душе угодно, даже с высокой степенью сложности.



В магазине вы можете настроить оборудование перед покупкой.

В магазине вы можете настроить оборудование перед покупкой.

Покупаешь свой первый клочок земли, думаешь, что выгоднее сделать, и глаза разбегаются — что здесь не выращивают, от пшеницы до хлопка. Но ситуация на самом деле двоякая: с одной стороны, да, есть много видов культур, некоторые из которых требуют специального оборудования для обработки (например, виноград), а с другой стороны, возможности собрать урожай почти нет та же пшеница отличается от уборки подсолнечника, даже комбайнами на комбайнах и будет сильно отличаться. Универсальная работа и даже больше того же — возьми ту же вспашку. Не без исключений, конечно, но в целом не стоит восхищаться обилием урожая, лучше смотреть на виды снаряжения и на то, как они используются — только это дает понять истинный уровень разнообразия в игре.



Лесозаготовка отличается от других работ, но процесс требует внимания и сноровки.

Лесозаготовка отличается от других работ, но процесс требует внимания и сноровки.

В целом среди профессий можно выделить такие основные виды, как обработка урожая, животноводство и лесозаготовки. Также стоит отметить транспортировку — здесь нет телепортов, перемещающих зерно из бункера комбайна прямо на прилавок в виде хлеба, поэтому следите за логистикой. Нет «Дальнобойщики», конечно и не Euro Truck Simulator — карты довольно маленькие. Но лучше с самого начала обзавестись грузовиком или хотя бы прицепом к тягачу.

С широтой модельного ряда оборудования у FS22 все хорошо: его здесь действительно много. Даже меня, совершенно не разбирающегося в марках сельхозтехники, впечатлило количество моделей — несколько сотен, и это продукция реальных фирм, среди них нашлось место и отечественному Ростсельмашу. Я уверен, что для людей, которые знают, что «вон тот зеленый трактор» на самом деле является John Deere 9R, такая насыщенность является одним из главных преимуществ игры.



Это лишь малая часть доступных технологий.

Это лишь малая часть доступных технологий.

Синий трактор едет к нам

Но все эти трактора-комбайны — не просто красивое украшение. Каждой единицей техники можно управлять и выполнять множество сельскохозяйственных задач. Самый обычный трактор может играть несколько ролей, в зависимости от того, с каким оборудованием он используется: это плуг, культиватор, сеялка, косилка, вилы, ковш — всех не перечислишь. Вид из кабины есть, и в большинстве случаев оборудование — это не просто железяка, прикрепленная спереди или сзади: у него есть свои функции. Например, плуг можно поворачивать или складывать, угол наклона и смещения можно менять на режущем столе, опрыскиватели можно складывать и раскладывать, а о работе погрузчиков, кранов и манипуляторов и говорить нечего — это вообще полный реализм.



Вы также должны загрузить сумки в машину самостоятельно.

Вы также должны загрузить сумки в машину самостоятельно.

Здесь Farming Simulator полностью оправдывает свое название. При желании можно покопаться в настройках и добраться до таких тонкостей, как ручное переключение передач и подача световых сигналов (например, включение «поворотников») — отличное подспорье для любителей отыграться, тем более что ФС дружит с рулем и педалями.

Однако сам геймплей, как его изображают в анекдотах о таких играх, больше работает, чем развлекается. Можно полюбоваться, как разворачивается плуг или как комбайн первые несколько раз пересыпает зерно в грузовик, а потом начинается рутина: ведешь медленно ползущий по полю трактор с культиватором, делаешь полный разворот на опушке — и еще один, пока поле не закончится.

Как я уже сказал, основные типы похожи — так же, как вспашка, например, сбор урожая, за исключением того, что вам иногда приходится опорожнять бункер комбайна. Такие виды деятельности, как скашивание и валка, несколько выходят за рамки общего спектра: мало скосить траву — ее нужно перевернуть насухо и собрать в тюки, для чего требуется совсем другое оборудование; а рубка требует навыков работы с пилами и грузами для древесины.

Животноводство вообще проще — достаточно привезти еду и питье и убрать навоз (его можно использовать и как удобрение на собственных полях), продать лишний скот и продукты (молоко, шерсть или яйца).



Верховая езда — это не только способ передвижения, но и способ улучшить работу лошади.

Верховая езда — это не только способ передвижения, но и способ улучшить работу лошади.

Закрома Родины

FS22 — это еще и целая сельскохозяйственная стратегия. Не думайте, что игра подходит только для медитативной уборки бескрайних пшеничных полей под приятную музыку или видео на втором экране. Конечно, вы тоже можете это сделать: если вы зайдете в раздел контрактов, там всегда будут предложения от местных фермеров, которые также предоставят все необходимое для работы оборудование.

Но гораздо интереснее развивать собственную ферму, которая может вырасти в огромную сельскохозяйственную империю. В связи с этим ограничений практически нет, за исключением полноты кошелька персонажа. На купленных в магазине участках можно делать все что угодно: вспахать поле, поставить вольер для животных, построить склад для ресурсов или организовать производство. В последнем случае можно выстраивать целые технологические цепочки, чтобы в итоге торговать не дешевым сырьем, а готовой продукцией.



В режиме строительства вы можете позаботиться о планировке своей фермы.

В режиме строительства вы можете позаботиться о планировке своей фермы.

Вам предстоит планировать свое время: в FS22 есть времена года, которые влияют не только на картинку, но и на логику игры. У каждой культуры свой срок созревания и лучшие месяцы для посева, но зимой бывает снег, который можно убрать с помощью специальной техники.

Про смену времени суток и погодные эффекты типа дождя и говорить нечего — все это на месте. Впрочем, есть и те, кто вновь подчёркивает устаревший уровень графики: совсем убогой картинку не назовёшь, но хочется большего. Если к отображению техники сложно придраться, то здания выглядят совершенно неважно, а растения и деревья явно не помешают повысить уровень детализации, да и физика «честнее» — тут даже посевы не всегда давят по технологии.

Из трех представленных на релизе карт мне понравилась пожалуй только одна, с тематикой американской глубинки. Две другие, европейские (Франция и Альпы), слишком узки для автотранспорта и непрактичны для логистики: расположение рек и дорог, а также большие перепады высот заставляют тратить много времени на перемещение по карте.



путешествие по этим узким улочкам — сплошная агония.

путешествие по этим узким улочкам — сплошная агония.

В три смены

Вообще говоря, термин «трата времени» исчерпывающе характеризует игровой процесс. Да, есть достаточно гибкие настройки ускорения времени (их можно менять на лету), благодаря которым игровой год можно пройти за несколько часов, но это мало помогает — у фермера слишком много дел. Серьезно увлекаться FS22 стоит только с учетом наличия свободного времени: уборка даже среднего поля занимает много времени, а если вы пытаетесь получить серьезную прибыль в плане развития и расширения своей фермы, то это будет совсем грустно.

Немного помогают наемные работники — роботы могут помочь с простыми работами вроде вспашки поля, но они «хромают», всего не умеют, да и смысла от них не так много, как хотелось бы. Хорошо, что рабочая сила у них относительно дешевая, но соотношение прибыли от продажи продукции к ценам в строительном магазине удручает. Экономику нужно настраивать отдельно — пока она действует как фактор, замедляющий развитие фермы.

Другое дело кооперативный мультиплеер: здесь, если найдешь достаточное количество товарищей, можно устроить целый колхоз «Путь Ильича» с распределением ролей и обязанностей. Вы также можете арендовать выделенный сервер прямо из главного меню (с местами до 16 человек), но удовольствие, как вы понимаете, не бесплатное.

У FS22 серьезная ценовая политика — шутки про симуляторы работы так и остаются шутками, а игра продается за сумму, сравнимую с ААА. Хотя чему удивляться: если продажи бьют рекорды, а солидный ценник никого не отпугивает, почему бы не признать за серией право называться полноценным ААА-проектом?

Если вам нужно попробовать Farming Simulator 22 тех, кто, как и я, прошел мимо такого развлечения? Скорее да, чем нет, например, мне понравилось. Однако в любом случае это нишевый продукт. Она прекрасно подойдет любителям сельхозтехники или людям, склонным к столь размеренному времяпрепровождению, но у обоих должен быть солидный доступ к свободному времени — у нас тут симулятор работы, и стратегическая составляющая геймплея раскрывается не сразу.

Достоинства: множество моделей реальных машин и оборудования; свобода действий; стратегический элемент.

Минусы: устаревшая графика; несбалансированная экономика; много времени уходит на разработку в одиночном режиме.