Expeditions: Rome: Обзор

я Expeditions: Conquistador и Expeditions: Viking логика Художники сформировали и развили основные принципы серии — сочетание стратегии, пошаговой тактики и ролевой игры с диалогом и выбором. А вот в лицо Expeditions: Rome она отбросила едва ли не самую обширную и стратегически глубокую часть, которая в то же время не потеряла своей ролевой направленности.

Моральный компас

Мы играем за молодого легата, отец которого был убит в результате заговора. Опасаясь за жизнь сына, мать отправила его к высокопоставленному другу семьи, который в то время был занят наведением порядка в греческих провинциях. Нетрудно догадаться, что вскоре именно наш герой будет отвечать за этот поход, который в итоге приведет к завоеванию не только Греции, но и Галлии и Северной Африки, а кроме того определит судьбу обоих наших легионов и весь Рим.

Наряду с наступательными и оборонительными действиями разворачивается личная история героя — ведь предстоит выяснить, кто убил отца, и отомстить. В процессе происходит много интересного — то пытаемся отравить кого-то из местных правителей, то идем на переговоры с греческим царем, главным противником, где тоже есть выбор, травить или нет (Древний Рим после все — такая мораль!), то пробираемся в его лагерь и воруем важный политический договор, то ищем предателя в своих рядах, а потом решаем его судьбу.



Вы должны броситься в политические интриги.

Вы должны броситься в политические интриги.

Дилемм много, в том числе во время случайных событий, и многие влияют на отношение к нам напарников — это несколько ключевых факторов для сюжета и для героя-преторианца. У каждого из них свои черты характера: одни миролюбивы, другие воинственны, одни склонны к скромности, другие к гордыне. Кто-то предпочитает действовать честно, а кто-то любит лукавить. И вот уже в зависимости от принятых нами решений и даже сказанных слов (согласиться отравить или действовать открыто, ответить скромно или высокомерно) партнеры одобряют эти действия или нет. В результате некоторые могут даже захотеть покинуть отряд.



Выбор нужно делать постоянно.

Выбор нужно делать постоянно.

Мой легион — моя крепость!

Точно такая же система моральных принципов применима и к центурионам, которых мы назначаем нашими помощниками в управлении легионом и его аванпостами. Таких людей надо нанимать, они смертоносны и гораздо охотнее уйдут из Легиона, если их раздражают наши действия.

Но, по крайней мере, на нормальной сложности это мало что дает. Гораздо важнее другие характеристики сотрудников. Здесь следует сказать, что ровно половину (если не больше) игры составляет стратегия на глобальной карте. Здесь мы перемещаем отряд героя, собираем ресурсы, открываем для них новые источники и прочие «достопримечательности». Случайные события, упомянутые выше, тоже происходят там, и требуют принятия какого-то решения — в их ходе кто-то из напарников может получить травму или нам придется вступить в бой.



На карте много интересного.

На карте много интересного.

Но чтобы завоевать город или крепость, вы должны послать туда свой легион, а потом решить, кто из центурионов поведет его в бой. На успех влияют различные параметры, в том числе класс и командная специализация: один лучше командует кавалерией, другой — артиллерией и так далее.

Мы видим процент вероятности успеха, насколько велики будут возможные потери и объем добычи. После выбора командира бой автоматически продолжается в несколько этапов, на каждом из них выбираем одну из доступных тактик — защитить фланги, ослабить центр и заманить туда врагов, ринуться в атаку или занять мертвую оборону, закончить все после победу или пополнить наши ряды пленных. По мере прохождения открываются новые тактики. На успех также влияет боевой дух, общая сила и размер легиона.



После победы мы еще можем получить пару сундуков с трофеями.

После победы мы еще можем получить пару сундуков с трофеями.

Одержав верх, нужно еще выполнить миссию по усмирению недовольных, и тогда регион перейдет под наш контроль — теперь можно отправить легион для захвата близлежащих источников ресурсов. Например, охотничьи угодья предоставляют пайки, которые идут на содержание нашей армии. А завоеванные каменоломни, кожевенные заводы, железные рудники, фермы нужны для улучшения аванпоста. Там можно построить оружейную, открывающую крафт, госпиталь, мастерскую для изучения новой тактики, баню (где мгновенно согревается раздраженный центурион) и казармы, где набираются новые легионеры. Но для того, чтобы это работало, для управления зданиями должен быть назначен кто-то — и желательно тот, у кого лучше развит опыт в этой области.



Так выглядят битвы легионов.

Так выглядят битвы легионов.

Но, пожалуй, главный ресурс в «Экспедициях: Рим» — это рабы, которые в больших количествах используются для захвата источников ресурсов (некоторым приходится работать в каменоломнях!), и пополняются через специальные миссии или после захвата вражеских городов.

Лучники рулят, но не всегда

Традиционно вторая игровая составляющая — это пошаговые бои на земле. А в Expeditions: Rome они стали интереснее, крупнее и сложнее. С одной стороны все известно — очки движения и действия, укрытия, возможность занимать холмы и получать бонусы за лучников, использование умений, что в данном случае зависит от используемого оружия.



Среди случайных событий это тоже очень необычно.

Среди случайных событий это тоже очень необычно.

Но при этом большое внимание уделяется возможности накладывать различные состояния — огонь, кровотечение, истощение, увечье. Вокруг интерактивные объекты и честная физика — и мы, и враги можем кидать горящие факелы, разливать масло, усиливающее эффект огня, взрывать банки с греческим огнем.



Здесь все горит замечательно и быстро.

Здесь все горит замечательно и быстро.

Многие миссии как раз построены на том, чтобы успеть что-то сжечь или подорвать (например корабли или дрова в гавани). К врагам постоянно приближаются подкрепления — это непросто, и вам нужно правильно продумывать свои действия, чтобы успеть выполнить задание за несколько ходов, прежде чем станет совсем жарко. Как часто бывает в таких случаях, особенно полезны лучники, но это отчасти компенсируется тем, что некоторые противники используют щиты — стрелы просто отскакивают от них. Поэтому силами одних только лучников не получится — нужны воины, способные снимать оборону противника.

Среди спорных моментов в Expeditions: Rome есть горы одного и того же лута, который долго переводить на осколки в инвентаре. Последний необходим для крафта, но я бы поставил под сомнение его ценность.



Многие тактические сражения оказались очень большими.

Многие тактические сражения оказались очень большими.

Но в целом Expeditions: Rome не только хорошая игра, но и отличная и захватывающая. Кроме того, здесь прекрасно выдержан баланс сложности — на «харде» сложно и в боях, и на карте, где начинает ощущаться нехватка ресурсов. Но даже на нормальном уровне расслабляться нельзя.

Плюсы: интересный сюжет; множество персонажей со своими характерами; затягивающий геймплей на стыке стратегии, пошаговой тактики и RPG; захватывающие сражения и интересные миссии; Игра выглядит и звучит великолепно и хорошо оптимизирована.

Минусы: много лишнего и одинакового лута; ремесла, похоже, не пользуются спросом; неудобное использование расходных материалов.