Многие игры от инди-разработчиков в первую очередь пытаются показать, а не рассказать — в них может и вовсе не быть текста, зато непристойное количество внимания к «визуулу. Citizen Sleeper устроено по другому — текста тут гора, и написано так невероятно, что нет смысла смотреть на описанное. Это как «настольная игра» с ведущим, который круглосуточно потребляет кучу всякой литературы и красочно рассказывает о том, что происходит с участниками вечеринки.
Интерактивная книга
В своих обзорах я неоднократно упоминал In Other Waters, очень схематичное и минималистичное, но яркое и запоминающееся приключение про дайвера. Его создатель Гарет Дамиан Мартин через два года решил отойти от подводных исследований и обратился к научной фантастике. Проект на этот раз заметно масштабнее — по крайней мере, персонажей здесь в разы больше.
читать тексты в Citizen Sleeper одно удовольствие, если хорошо знаешь английский язык. «Янтарный свет стареющих ламп заливает все бледно-оранжевым светом». «Вспышки плазмы очерчивают его стройную фигуру, когда он возвращается к работе». Диалоги не ограничиваются двумя-тремя фразами, каждая из них умещается на странице книги. А в описаниях всегда подробно рассказывают об окружении или поведении персонажей. Когда начинаешь их читать, уже после второго «раздела» погружаешься в атмосферу и рисуешь картинки в голове.
Как и в случае с In Other Waters, знание английского языка является обязательным.
Именно поэтому персонажи западают в душу. Старый Драгос, спаси таких бедолаг, как главный герой. Мальчик-женщина Анкита, решает трудные задачи. Трудолюбивый Лем и его дочь Мина, история которой не так проста, как кажется сначала. Фэн, который любит докапываться до сути вещей. В конце игры, когда пора со всеми расставаться, очень не хочется, чтобы история заканчивалась.
Спать некогда
Играем за спящего — так называется в этой вселенной оболочек, куда имплантированы копии человеческого сознания. Оригинальное тело главного героя было куплено компанией за большие деньги, вот только тому, кто спит от этого, ни холодно, ни жарко — у него есть человеческие эмоции, но нет воспоминаний. Поэтому логично, что некоторые спящие пытаются сбежать, прежде чем их окончательно превратят в рабов. И компания открывает на них охоту.
Игроку часто предлагают выбор — от действий зависит исход. Многие возможные концовки будут показаны после первого прохождения.
Предпосылка Citizen Sleeper не самая оригинальная, но достаточно интересная, чтобы привлечь внимание игрока. Даже когда вы видите научно-фантастические клише, такие как злые корпорации или критика капитализма, блестяще написанные диалоги делают действие интересным. Например, охотник, пришедший за героем, становится одним из самых запоминающихся героев.
Разработчик не изменил себе и сделал интерфейс таким же простым, как и в In Other Waters. Космическая станция, куда прибывает главный герой, представляет собой трехмерную модель, которую мы видим сверху. Взаимодействие с отдельными точками позволяет приблизиться к какой-либо местности: чьему-то дому, закусочной, бару или пристани, куда время от времени подлетают торговые суда.
Навигация не самая практичная, но терпимая — к ней быстро привыкаешь.
Мы видим персонажей только на статичных изображениях, которые редко меняются, но хорошо прорисованы. Да и звуковое сопровождение красивое: совсем не навязчивое, просто время от времени включается и действительно «космическое» — его хочется слушать отдельно и получать удовольствие.
Волею судеб
Каждый новый день (здесь он называется циклом) главный герой начинает с броска кубиков. Кубики используются для выполнения квестов и получения доступа к новым областям и героям. Например, вам нужно завоевать доверие жителей определенной местности или привлечь чье-то внимание — с помощью кубиков вы можете выполнять схематические задания, заполнять соответствующие шкалы и наконец добиваться желаемого.
Только в одном из четырех случаев будет положительный результат. Это рискованно?
При этом не факт, что прикладные кубики помогут добиться успеха – чем меньше на них очков, тем больше шанс на провал. Так как от вас мало что зависит, за промах сильно не наказывают — у вас могут отобрать деньги или энергию, но это ничего страшного. Да и для кубиков с мелкими цифрами есть отдельное, отдельное приложение, а «пятерки» и «шестерки» практически всегда успешно используются.
Количество доступных кубиков зависит от состояния главного героя. Как поясняется в игре, снаряды специально сделаны таким образом, чтобы со временем они приходили в негодность без постороннего вмешательства. У нашего спящего есть возможность подлатать себя — увеличить свое здоровье и съесть пищу, чтобы его энергетический запас не иссяк. Чем лучше состояние, тем больше кубиков будет дано в начале цикла.
Вы можете инвестировать во многие действия несколько раз, пока не заполните шкалу. Но вы не делаете это за один цикл.
Все это требует денег, и здесь Citizen Sleeper радует балансом. Из-за ограниченного количества кубиков быстро все не пройти, а валюты и расходников обычно не слишком много. Всегда есть к чему стремиться, ты всегда планируешь, что делать в следующем цикле. Это удачно сочетается с историей, которая постепенно обрастает все новыми и новыми подробностями — именно благодаря отличному балансу интерес к ней не пропадает и остается примерно на одном уровне. Кроме того, сюжет здесь нелинейный — если чья-то история интересна, можно полностью погрузиться в нее, а не размазываться по нескольким персонажам.
Жаль, что продолжительность Citizen Sleeper слишком мала — около шести часов. Однако это очень насыщенные шесть часов без лишних историй. Единственное, что кажется неуместным, так это прокачка: одни улучшения кажутся совершенно ненужными, а другие необходимыми (но их немного). Выбор класса в начале игры особо ни на что не влияет — вы просто открываете один навык раньше других.
С одним из плюсов цены на все снижены — понятно, что хочется получить как можно быстрее.
По сравнению с In Other Waters Мартин сделал большой шаг вперед. Он по-прежнему мастер повествования (которое из-за языкового барьера может пройти мимо многих наших читателей), и на этот раз он рискнул и создал гораздо более амбициозную игру. Citizen Sleeper — одна из лучших видеоигровых историй года, медитативная и сложная одновременно, заставляющая сопереживать героям и с увлечением изучать подробности интересной вселенной.
Плюсы: хорошо написанная история с запоминающимися персонажами и интересными темами; приятный саундтрек, хорошо сочетающийся с минималистичным визуальным стилем; простой, но затягивающий геймплей, где элементы рандома не вызывают раздражения.
Минусы: система уровней и классов кажется неуместной.