Citizen Sleeper: Обзор

Многие игры от инди-разработчиков в первую очередь пытаются показать, а не рассказать — в них может и вовсе не быть текста, зато непристойное количество внимания к «визуулу. Citizen Sleeper устроено по другому — текста тут гора, и написано так невероятно, что нет смысла смотреть на описанное. Это как «настольная игра» с ведущим, который круглосуточно потребляет кучу всякой литературы и красочно рассказывает о том, что происходит с участниками вечеринки.

Интерактивная книга

В своих обзорах я неоднократно упоминал In Other Waters, очень схематичное и минималистичное, но яркое и запоминающееся приключение про дайвера. Его создатель Гарет Дамиан Мартин через два года решил отойти от подводных исследований и обратился к научной фантастике. Проект на этот раз заметно масштабнее — по крайней мере, персонажей здесь в разы больше.

читать тексты в Citizen Sleeper одно удовольствие, если хорошо знаешь английский язык. «Янтарный свет стареющих ламп заливает все бледно-оранжевым светом». «Вспышки плазмы очерчивают его стройную фигуру, когда он возвращается к работе». Диалоги не ограничиваются двумя-тремя фразами, каждая из них умещается на странице книги. А в описаниях всегда подробно рассказывают об окружении или поведении персонажей. Когда начинаешь их читать, уже после второго «раздела» погружаешься в атмосферу и рисуешь картинки в голове.



Как и в случае с In Other Waters, знание английского языка является обязательным.

Как и в случае с In Other Waters, знание английского языка является обязательным.

Именно поэтому персонажи западают в душу. Старый Драгос, спаси таких бедолаг, как главный герой. Мальчик-женщина Анкита, решает трудные задачи. Трудолюбивый Лем и его дочь Мина, история которой не так проста, как кажется сначала. Фэн, который любит докапываться до сути вещей. В конце игры, когда пора со всеми расставаться, очень не хочется, чтобы история заканчивалась.

Спать некогда

Играем за спящего — так называется в этой вселенной оболочек, куда имплантированы копии человеческого сознания. Оригинальное тело главного героя было куплено компанией за большие деньги, вот только тому, кто спит от этого, ни холодно, ни жарко — у него есть человеческие эмоции, но нет воспоминаний. Поэтому логично, что некоторые спящие пытаются сбежать, прежде чем их окончательно превратят в рабов. И компания открывает на них охоту.



Игроку часто предлагают выбор — от действий зависит исход. Многие возможные концовки будут показаны после первого прохождения.

Игроку часто предлагают выбор — от действий зависит исход. Многие возможные концовки будут показаны после первого прохождения.

Предпосылка Citizen Sleeper не самая оригинальная, но достаточно интересная, чтобы привлечь внимание игрока. Даже когда вы видите научно-фантастические клише, такие как злые корпорации или критика капитализма, блестяще написанные диалоги делают действие интересным. Например, охотник, пришедший за героем, становится одним из самых запоминающихся героев.

Разработчик не изменил себе и сделал интерфейс таким же простым, как и в In Other Waters. Космическая станция, куда прибывает главный герой, представляет собой трехмерную модель, которую мы видим сверху. Взаимодействие с отдельными точками позволяет приблизиться к какой-либо местности: чьему-то дому, закусочной, бару или пристани, куда время от времени подлетают торговые суда.



Навигация не самая практичная, но терпимая — к ней быстро привыкаешь.

Навигация не самая практичная, но терпимая — к ней быстро привыкаешь.

Мы видим персонажей только на статичных изображениях, которые редко меняются, но хорошо прорисованы. Да и звуковое сопровождение красивое: совсем не навязчивое, просто время от времени включается и действительно «космическое» — его хочется слушать отдельно и получать удовольствие.

Волею судеб

Каждый новый день (здесь он называется циклом) главный герой начинает с броска кубиков. Кубики используются для выполнения квестов и получения доступа к новым областям и героям. Например, вам нужно завоевать доверие жителей определенной местности или привлечь чье-то внимание — с помощью кубиков вы можете выполнять схематические задания, заполнять соответствующие шкалы и наконец добиваться желаемого.



Только в одном из четырех случаев будет положительный результат. Это рискованно?

Только в одном из четырех случаев будет положительный результат. Это рискованно?

При этом не факт, что прикладные кубики помогут добиться успеха – чем меньше на них очков, тем больше шанс на провал. Так как от вас мало что зависит, за промах сильно не наказывают — у вас могут отобрать деньги или энергию, но это ничего страшного. Да и для кубиков с мелкими цифрами есть отдельное, отдельное приложение, а «пятерки» и «шестерки» практически всегда успешно используются.

Количество доступных кубиков зависит от состояния главного героя. Как поясняется в игре, снаряды специально сделаны таким образом, чтобы со временем они приходили в негодность без постороннего вмешательства. У нашего спящего есть возможность подлатать себя — увеличить свое здоровье и съесть пищу, чтобы его энергетический запас не иссяк. Чем лучше состояние, тем больше кубиков будет дано в начале цикла.



Вы можете инвестировать во многие действия несколько раз, пока не заполните шкалу. Но вы не делаете это за один цикл.

Вы можете инвестировать во многие действия несколько раз, пока не заполните шкалу. Но вы не делаете это за один цикл.

Все это требует денег, и здесь Citizen Sleeper радует балансом. Из-за ограниченного количества кубиков быстро все не пройти, а валюты и расходников обычно не слишком много. Всегда есть к чему стремиться, ты всегда планируешь, что делать в следующем цикле. Это удачно сочетается с историей, которая постепенно обрастает все новыми и новыми подробностями — именно благодаря отличному балансу интерес к ней не пропадает и остается примерно на одном уровне. Кроме того, сюжет здесь нелинейный — если чья-то история интересна, можно полностью погрузиться в нее, а не размазываться по нескольким персонажам.

Жаль, что продолжительность Citizen Sleeper слишком мала — около шести часов. Однако это очень насыщенные шесть часов без лишних историй. Единственное, что кажется неуместным, так это прокачка: одни улучшения кажутся совершенно ненужными, а другие необходимыми (но их немного). Выбор класса в начале игры особо ни на что не влияет — вы просто открываете один навык раньше других.



С одним из плюсов цены на все снижены - понятно, что хочется получить как можно быстрее.

С одним из плюсов цены на все снижены — понятно, что хочется получить как можно быстрее.

По сравнению с In Other Waters Мартин сделал большой шаг вперед. Он по-прежнему мастер повествования (которое из-за языкового барьера может пройти мимо многих наших читателей), и на этот раз он рискнул и создал гораздо более амбициозную игру. Citizen Sleeper — одна из лучших видеоигровых историй года, медитативная и сложная одновременно, заставляющая сопереживать героям и с увлечением изучать подробности интересной вселенной.

Плюсы: хорошо написанная история с запоминающимися персонажами и интересными темами; приятный саундтрек, хорошо сочетающийся с минималистичным визуальным стилем; простой, но затягивающий геймплей, где элементы рандома не вызывают раздражения.

Минусы: система уровней и классов кажется неуместной.